И вот он перед вами!

Фото Марии Зениной
— Как ты узнала о конкурсе?

— О нем мне рассказал один мой друг, которого я встретила, гуляя ночью по городу. Кажется, разговор зашел о деньгах, и мы стали вспоминать, какие конкурсы на стипендии проводятся в нашем университете. Все, что я сейчас помню из его рассказа о потанинской стипендии — это вопрос в тесте о том, кто является барабанщиком группы Nirvana. Его это так поразило, да и меня тоже — тогда я поняла, что это необычный конкурс. А потом я увидела, что он проводится в нашем университете и, естественно, решила принять участие.

— И ни секунды не раздумывала?

— А зачем раздумывать? Я же ничего не теряю.

— Первым условием участия является отличная сдача двух предыдущих сессий. Но у тебя, думаю, все сессии за время обучения были сданы на пятерки. Легко ли это тебе давалось?

— Конечно. Легче, чем в школе — это уж точно! Там частенько не хватало времени за всем уследить.

— Ты ставишь перед собой цель добиваться максимума во всем, за что берешься?

— В принципе да. Хотя отличная учеба — это даже не цель, а в каком-то смысле средство самореализации. Мне нравиться учиться, просто нравится. И время сессии привлекает меня по двум причинам: во-первых, потому что можно на четыре дня полностью погрузиться в предмет и понять, что же это такое; сформировать некий мир этого предмета внутри своей головы. А во-вторых, во время сессии все ненужное, что накопилось в твоей жизни за эти долгие полгода, уходит куда-то: у тебя просто не остается на это времени. Так что сессия очищает — это факт.

— То есть ты заранее специально не готовишься к сдаче экзаменов — и всю подготовку оставляешь на последние три-четыре дня?

Заранее — нет. Вообще я помню, как Арламов на первом курсе сказал, что готовиться к экзамену надо за три дня. Три дня — это оптимальный срок. Четыре дня — это очень много — можно сойти с ума, если готовиться всерьез :-). Когда я начинаю готовиться, я сажусь и уже ничто меня не отвлекает — я готовлюсь, готовлюсь, готовлюсь, готовлюсь... Самым приятным экзаменом для меня была «философия», когда неделю я вставала в 7 утра и училась, училась до глубокой ночи, ложилась спать, и утром все начиналось опять. В это время ко мне частенько приходили друзья, мы с ними обсуждали существующие теории и придумывали свои. В общем, это было одно из самых интересных научных, если можно так сказать, мероприятий в моей студенческой жизни. Кроме, пожалуй, моей научной работы про наркобизнес, которая прошла примерно в том же ритме :-)

— Ты считаешь общение с друзьями частью своего процесса обучения? Как, например, во время подготовки к экзамену по философии. Оно не отвлекает тебя?

— По философии?! Разумеется! Я считаю, что без обсуждения и дискуссий философия скучна: тогда она остается лишь изучением чьих-то чужих мыслей. Философия прежде всего должна научить мыслить самостоятельно.

О конкурсе
— Маша, я знаю, что ты уже не первый год принимаешь участие в «потанинской стипендии». Отличался ли конкурс 2007 года от конкурса 2008?

— Да, отличался. Три игры, на которых мне посчастливилось побывать, были очень разными, несмотря на то, что их объединяли единые принципы. Мне больше всего понравилась игра прошлого года, когда я в первый раз стала потанинской стипендиаткой, была самая лучшая игра, в которой мне приходилось участвовать.

— В позапрошлом году ты тоже участвовала?

— Да. Фишка того первого раза, в котором я участвовала, была в том, что всех людей делили на четыре команды: у кого развиты лидерские качества, организационные, креативные и интеллектуальные. И я попала в одну команду с лидерами. И теперь представьте: маленькая девочка-второкурсница, совершенно не знающая, что такое «настоящие потанинские игры», в окружении четырех пятикурсников, которые уже являются закостенелыми потанинцами (по третьему-четвертому разу). Они так кричали, что у меня разболелась голова и хотелось только одного — уйти домой. В этот раз, кстати, тоже был один конкурс, когда все кричали и навязывали свою точку зрения. Весь этот конкурс я просидела молча. Это уже называется деструктив.

— Есть такое мнение, что во втором туре конкурса побеждает тот, кто громче всех кричит. Это правда, на твой взгляд?

— В прошлом году случилось именно так. Один мой замечательный знакомый был гм, немного деструктивен. Я сомневалась в его шансах на победу — но он выиграл! В этом году его стратегия была точно такой же. Однако в этот раз эксперты включили фильтр деструктива. Все зависит от команды экспертов, которые проводят эту деловую игру.

— Тебе известно, кто входит в команду экспертов? Это профессиональные педагоги?

— Команда набирается по тендерному конкурсу, и каждый раз это новый состав. Это люди, которые профессионально занимаются такой деятельностью — не знаю точно, какой именно, но они знают, и это главное ) Это их работа, и, естественно, отбор там очень строгий. Эксперты составляют полностью весь план мероприятий, весь план отбора и проводят все его этапы.

— А какой этап тебе лично больше понравился?

— Первый.

— Почему?

— Я люблю тесты.

— Для тебя первый тур был сложнее, чем второй?

— Нет. Понимаете, там очень много интересных вопросов.

— Ты узнала много нового для себя?

— Конечно много. До сих пор задаюсь вопросом, у какого животного три сердца... Конечно, самое главное — это проверка собственных сил, способностей. Во втором туре — другое. Это — работа, причем непростая работа, когда ты знаешь, что ты можешь что-то сделать, но для этого приходится практически мгновенно принимать решения, вовремя останавливать кого-то, вовремя заставлять остальных людей слушать тебя. Когда проходит второй день отборов, ты чувствуешь себя совершенно выжатым и уставшим, потому что это действительно нелегко. Хотя, с другой стороны, как ни крути, это очень приятный и интересный труд, для многих ассоциирующийся со словом «развлечение».

— Многие, и в том числе бывшие потаницы говорят, что «Стипендия» — не для всех. А ты как считаешь?

— Конечно, в первую очередь, она только для отличников. Ты имеешь в виду скромных людей?

— Именно. Тех, кому конкурс не подходит по характеру.

— Это, мне кажется, очень неправильный, но очень распространенный стереотип — что именно самые крикливые, самые деструктивные люди побеждают. Это не так. Рассматривая победителей даже этого года, можно выделить из них очень много скромных людей. В общем, команда экспертов — действительно профессионалы своего дела, и они выделяют не просто самых ярких людей, а тех, кто вносит какие-то действительно полезные для команды идеи. Такие люди могут находиться в тени, но мыслить правильно и продуктивно — и их выберут.

Конструктив
— Скажи, в этом году ты чувствовала в атмосфере конкурса больше деструктива или серьезной командной игры?

— Честно говоря, в этом году я чувствовала меньше деструктива, так как во многих конкурсах я брала инициативу в свои руки. А я — за конструктив :-). Моей главной ролью была роль организатора, я пыталась наладить продуктивную работу всей команды, когда никто никого не перебивает — все люди высказываются и выслушивают друг друга. Вообще надо отметить, что в этом году роль команды возросла очень сильно. Как мне показалось, в прошлом году и особенно в позапрошлом многие люди пытались перетянуть одеяло на себя, забывая о том, что эксперты сидят рядом и смеются над ними. Это не выигрышный путь. Забывать обо всех остальных — заведомо проигрышный путь.

— То есть принцип «человек человеку волк» — это не про вас?

— Не даром эти игры называются командными. И если хочешь победить, то приходится работать в команде, хочешь ли ты этого или нет. Зато наобщаться можно вволю :-).

О скрытом смысле деловых игр
— Расскажи о деловых играх на конкурсе, которые больше всего тебе запомнились.

— Мне больше всего запомнились игры, в которых я была на высоте. Там я четко осознала, что нужно делать, и, в первую очередь — что изменить. Иногда изменение начального условия является конечной целью, но чтобы осознать это, необходимо пройти весь путь во всем его несовершенстве. Сложность потанинских конкурсов состоит в том, что там очень многое происходит завуалировано. Тебе говорят — цель одна, а на самом деле цель другая. В прошлом году, чтобы запутать нас, ввели деньги под названием «совы». И люди, они все сломали себе голову, пытаясь распределить эти «совы». Они думали, что «совы» что-то значат. Нет!

— Они ничего не значили?

— Они не решали ничего кардинального. Кажется, когда у людей одинаковое количество баллов, то выбирали того, у кого больше сов. Но сколько балов терялось в попытках поделить эти совы! Представляю, как забавлялись эксперты, глядя, как мы из семи минут, данных на прохождение задания, четыре минуты тратили на распределение сов.

— В этом году было что-то подобное?

— Фишка этого года в состояла в том, что перед началом игры на раздали конвертики, где, кстати, находились индивидуальные позывные на эту игру (я была Пятачком, и мой друг Винни Пух, между прочим, тоже выиграл). Вместе с позывными в конверте находилось двенадцать неклеечек: по три каждого цвета. И после каждого конкурса первой, дообеденной части (за обед отдельный респект) нужно было одну наклейку прилепить на майку того человека, у которого ты хочешь чему-либо научиться, вторую — человеку, который тебе симпатичен, и третью — человеку, которого ты хочешь поддержать. До сих пор не знаю, значили ли что-то эти штуки или нет, скорее всего нет. Не знаю. Разве только в конце первой половины дня попросили выйти вперед людей, у кого больше двадцати наклеек. Вот мы и вышли — пять потанинцев прошлого года.

— У тебя тоже оказалось больше 20 наклеек?

— Я, кажется, оказалась на четвертом месте.

— Тебе было приятно?

— Конечно! И думаю нам было вдвойне приятно оттого, что именно все наши, понимаешь ли, прошлогодние потанинцы... Хотя стоит вспомнить фразу, которую повторяет, наверное, каждый потанинец и с которой я абсолютно солидарна: «Бывших потанинцев не бывает». Стоит один раз понять, что это такое, и ты уже никогда не избавишься от этого звания.

О встречах потанинцев
— Ты видишь какие-то подводные камни в «потанинской стипендии»?

— С потанинцами бывает сложно общаться. Порой, когда нужно коллективно принять какое-то решение, уже не касающееся игры, они по привычке начинают спорить, спорить, спорить... :-). Вообще я предпочитаю общаться с отдельными потанинцами, большинство из них действительно интересные люди.

— А если ты увидишь незнакомого человека с совенком на груди, как ты к нему отнесешься, что скажешь ему, как на него отреагируешь?

— Наши учителя, если так сказать, из потанинского фонда в прошлом году в Ставрополе говорили нам: «Ребят, самое главное, ради чего вы здесь — не для денег, не ради того, чтобы найти работодателя или для чего-то еще. Самое главное, чтобы вы познакомились друг с другом. Вы — элита этого общества». Они нам говорили, они пытались нас в этом убедить, понимаешь? И они все делали ради того, чтобы мы общались друг с другом. Каждому из нас в прошлом году выдали такую толстенную стопку визиток — с именем и фамилией. И надо было записать на ней свой номер телефона и выдавать всем людям, с которыми ты хочешь общаться потом.

— Ты звонила кому-нибудь по этим визиткам или тебе звонили?

— Ну в основном я общалась со всеми в интернете, потому что также нам выдали карточки с персональным кодом для доступа на сайт, где был форум. Очень, конечно, здорово все это было придумано. Каждый раз, когда ты думаешь, что это конец и ничего нового не будет, они готовят для тебя очередной сюрприз. Именно этим мне больше всего нравится это общество.

— Раз уж ты заговорила о Ростове, о третьем этапе, скажем так, всего мероприятия. Что он из себя представляет: это главный или дополнительный приз для тебя?

— Как я уже говорила, это главный приз, потому что то, что происходит на церемонии награждения, действительно похоже на сказку. Эти три дня не приходится скучать ни на минуту. Там только вещи по существу, нужные вещи и смешные вещи. Больше всего мне запомнилась отличная развлекательная программа и просто потрясающие мастер-классы. Кроме того там было много, очень много самостоятельной работы. Интересной самостоятельной работы. Когда эксперты говорили, что спать по ночам не придется, они не шутили.

— Именно работы?

— К примеру, подготовка презентации проекта. В этом году нам нужно университетской командой придумать какой-нибудь свой социальный проект. Не буду пока раскрывать карты, но у нас очень интересный социальный проект и если мы выиграем, то нам дадут деньги на реализацию этого проекта.

— А какое задание предлагалось в прошлом году?

— В прошлом году нужно было устроить студенческий городок. Причем команды были не из одного университета, а формировались посредством Интернета из всех победителей ЮФО. Причем было совершенно не важно, знаешь ли ты их или нет.

— И лучшие проекты также были профинансированы?

— Не уверена, потому что как-то там многое было придумано: изба-чесальня, где чешут пяточки или супермегаполезное молоко... Да и все внимание участников было направлено не на реалистичность проекта, а на его привлекательность во всех смыслах этого слова: стенды, посвященные проектам, были такими красочными, что можно было ходить между ними, как по музею. Это были настоящие инсталляции: с манекенами, с мебелью. Не зря одним из главным критериев при отборе является креативность творческий потенциал.

О качествах для победы
— В следующем году ты планируешь участвовать?

— Да, планирую. Хотя я не расстроюсь, если не выиграю. Не то, чтобы я была в этом упорна, но хочется дать дорогу кому-нибудь из молодых.

— Думаю, «молодым» было бы интересно узнать, какие качества, по твоему мнению, необходимы для победы в «потанинской стипендии»?

— Умение четко осознавать поставленную задачу, видеть очень явно пути решения и не сомневаться в них. А также умение убежать остальных людей. Совокупность этих качеств и приведет вас к успеху. Между прочим, в этом году эксперты сказали, что они выбирали также идеальных исполнителей.

О моделях
— Ты считаешь, что у нас в университете нужно проводить подобные игры, чтобы лучшие студенты могли собраться вместе и провести время с пользой, развивая какие-то свои полезные навыки?

— Однозначно. Деловые игры — это чудесно, замечательно и мне нравятся мероприятия, где есть возможность попробовать то, что очень сложно, а порой и невозможно сделать в реальной жизни. Однако, как показывает практика, такого уровня, на каком построен конкурс на потанинскую стипендию, нам удастся достичь еще не скоро.

— Нам не светит?

— Я надеюсь, что светит, рано или поздно. Но пока я могу лишь сказать, насколько я в прошлом году была поражена тем уровнем, насколько он был для меня непривычным. Только постоянная практика и совершенствование позволят нашему университету завоевать высокий статус организатора деловых игр. Я думаю, у нас все получится. Но было бы неплохо, если бы что-то проводилось у нас в университете.

— Возвращаясь к потанинской стипендии — хотел бы задать тебе такой вопрос. Считаешь ли ты, что проводимый конкурс является, в некотором смысле, моделью реального мира? Ведь это как в жизни: с одной стороны, ты преследуешь личные интересы — стремишься к собственной победе, а с другой — для достижения этой победы тебе необходимо научиться работать в команде. Вдруг выиграют они?

— Позволь мне перед ответом на вопрос кое-что уточнить. Прокомментирую твою фразу по поводу противоречия работы в команде и пребывания в статусе лидера. Дело в том, что невозможно быть лидером, не думая о команде. Ради кого ты тогда лидер? Нельзя быть им просто так, чтобы сказать: я — пуп вселенной, поклоняйтесь мне. Ты — лидер, и это прежде всего означает умение вести за собой других людей, а для этого надо чувствовать свою команду и уметь с ней работать.

— Логично.

— Теперь я отвечу на твой вопрос. Безусловно, потанинские игры являются моделью, причем очень показательной, взять, например, ту ситуацию с деньгами, которая была в прошлом году. Я считаю, что именно такими невидимыми ловушками модели и ценны. К моему удовольствию, мне часто приходится быть их свидетельницей и участницей. Совсем недавно в нашей университете проводилась модель ООН, очень интересная и наглядная, в которой, однако, был один момент, который весьма позабавил меня и большую часть «делегатов». К нам приехали гости из другого города...

— Из Москвы?

— Из Москвы. Не знаю, какая у них была цель, но они сразу бросили вызов нашим местным ребятам своим привлекающим внимание поведением. Вызов был принят, и некоторые местные активисты решили грубо и прямо их задавить. Однако они не учли, что поведение гостей было абсолютно корректным с точки зрения и организации, и приличия. Получилось, как в корриде — двое москвичей в роли матадора, и вся местная братия в роли быка, никак не поймающего безумно раздражающую красную тряпку. Бык несется в уверенности, что достигнет своей цели, а матадор с вежливой улыбкой отходит в сторону и наносит удар. Это было не просто комично, это было виртуозно. Оставалось только восхищаться мастерством наиболее разговорчивого москвича и разделять его внутренней смех.

Заключение
— Очень оригинальный взгляд на мироустройство. А твой опыт участия и побед в «Конкурсе» изменил что-то в твоем отношении к жизни?

— Сошлюсь на недавнее интервью в газете, кажется, в газете «Кубанские новости». Я сказала, что потанинец — это что-то среднее между пионером и суперменом. После Ставрополя в прошлом году я приехала с этим убеждением в душе, потому что потанинец стал для меня человеком, для которого нет ничего невозможного. Все возможно для потанинца.

— Звучит вызывающе.

— Да, но я не считаю себя героем. Понимаешь ли, моя самооценка возросла не в плане того, чего я реально добилась, а в плане скорее расширения границ своих возможностей. То есть я поняла, что я могу очень многое. Собственно, подобные конкурсы направлены на то, чтобы люди, которые действительно этого достойны, стали увереннее в том, что движутся по правильному пути. Да будет так!

— Спасибо за интервью!

Последние статьи

День карьеры

Проблема трудоустройства уже не первый год является одной из самых актуальных и насущных проблем, как Краснодарского края, так и всей России. В→

Инновационная система трудоустройства молодых специалистов

Современное ситуация в России это комплекс уникальных необратимых социально-экономических изменений, происходящих во всех слоях общества. К→

Путеводитель первокурсника

Первокурсник ! Ты поступил на один из самых престижных факультетов лучшего ВУЗа Юга России. В ближайшие 5 лет это будет свидетельствовать о том, что→

Больше, но меньше: как обесценивается информация

В 1530 году Франциско Писарро, внебрачный сын испанского полковника, вместе с небольшим военным отрядом пересек Атлантический океан. Два года спустя→

Последние новости

45 лет Экономическому факультету КубГУ
31.03.2015 | 06.33

 

Экономический факультет Кубанского государственного университета отмечает 45-летие:


12 мая 2015г. – День спорта (стадион КубГУ)

13 мая 2015г.– Мис→

Внимание!
23.07.2014 | 17.32

Внимание! Студенты, обучающиеся на договорной форме обучения, условно переведенные на следующий курс, допускаются к пересдачам с  01.09.2014г. п→

Конференция студентов и молодых ученых в Финансовом университет при Правительстве РФ
18.06.2014 | 05.03

Высокий уровень научных исследований студенток экономического факультета признан на международной конференции в Финансовом университет при Правитель→

Вечер встречи выпускников!
12.05.2014 | 16.30

23 мая 2014 года, пятница, в 18.00! Актовый зал!

Состоится вечер встречи выпусников Экономического факультета КубГУ!

 

Adidas Yeezy shoes